«Не помню себя не рисующим»

4 августа 2021

Чем Россия обязана Игорю Грабарю и почему нельзя пропустить выставку, посвященную его 150-летию

01_«Не помню себя не рисующим»
Автопортрет, Игорь Грабарь, 1942 год

Игорь Эммануилович Грабарь — одна из самых ярких фигур в истории отечественной культуры ХХ века. В течение 60 лет он служил искусству как живописец и художественный критик, как историк искусства и музейный деятель, как архитектор и реставратор. Игорь Грабарь писал картины, которые приобретали российские и европейские музеи, создавал многотомные научные труды, руководил Третьяковской галереей, организовывал выставки советских художников за рубежом, спасал древние иконы и церковные фрески, был действительным членом Императорской академии художеств и Академии художеств СССР. Выставка в Русском музее, приуроченная к 150-летию со дня рождения Игоря Грабаря,— прекрасный повод для того, чтобы вспомнить, чем отечественная культура обязана этому разностороннему человеку.

В поисках собственного пути

Будущий художник появился на свет 13 марта 1871 года в Австро-Венгрии. Его отец был видным общественным деятелем, депутатом будапештского парламента. Мать и дед по материнской линии принадлежали к славянофильскому движению закарпатских русинов. В семье бережно относились к русским традициям и обычаям. Игорь был крещен по православному обряду. Символично, что крестным отцом ребенка стал Константин Кустодиев, дядя художника Бориса Кустодиева.

Из-за политических взглядов Эммануил Грабарь был вынужден бежать из Австро-Венгрии. В 1876 году под конспиративной фамилией Храбров он обосновался в России. Затем к нему в рязанскую глубинку перебралась и вся семья. Спустя годы именно фамилией Храбров начинающий художник Игорь Грабарь подпишет некоторые из своих ранних работ.

Рисовать он начал в раннем детстве. «Не помню себя не рисующим, не представляю себя без карандаша, резинки, без акварельных красок и кистей», — писал он в воспоминаниях. Первое посещение мастерской художника — учителя рисования привело гимназиста Грабаря в полный восторг: «Я думал, что не выдержу от счастья, наполнявшего грудь, особенно когда почувствовал сладостный, чудесный запах свежей краски».

02_«Не помню себя не рисующим»
«Крыши под снегом», Игорь Грабарь, 1889 год, Государственная Третьяковская галерея

Живопись была его страстью. Во время учебы в Московском лицее цесаревича Николая он пишет портреты одноклассников и проводит все выходные в Третьяковской галерее. Обучаясь на юридическом факультете Петербургского университета, занимается в мастерской Павла Чистякова — учителя Василия Поленова, Валентина Серова и Михаила Врубеля. А после окончания университета принимает решение: юриспруденция — не его стезя, его жизнь отныне и навсегда будет связана только с искусством.

Игорь Грабарь поступает в обновленную, только что реформированную передвижниками Академию художеств. Но год спустя решает отправиться в Европу. Путешествие продлилось несколько лет, молодой художник побывал в Италии и Франции, учился в Мюнхенской школе живописи Антона Ажбе, где вскоре и сам начал преподавать. В Париже он познакомился с творчеством импрессионистов и постимпрессионистов, увидел работы Ван Гога, Сезанна, Гогена. В это же время Грабарь начал сотрудничество с Сергеем Дягилевым и журналом «Мир искусства», для которого делал обзоры европейских художественных событий.

В 1900 году в Париже состоялась Всемирная выставка, которая помогла художнику сформировать его творческое кредо: «Эта выставка мне подсказала мысль, не дававшую с тех пор покоя, — мысль, что художнику надо сидеть у себя дома и изображать свою, ему близкую и родную жизнь».

Певец русской зимы

Самый плодотворный период в творчестве художника приходится на первое десятилетие ХХ века. На одной из выставок он познакомился с Николаем Мещериным, который пригласил его в свое подмосковное имение Дугино. На долгие годы имение становится для Игоря Грабаря любимым уголком для отдыха и работы. Оно стало «местом рождения» большинства цветочных натюрмортов Грабаря. Здесь он встретил свою будущую жену — племянницу Николая Мещерина, Валентину. Здесь же были созданы пейзажи, вошедшие в золотой фонд русской живописи, в том числе легендарная «Февральская лазурь», которую сам Грабарь считал наиболее значимым своим произведением. Для того чтобы написать березу на этой картине в нужном ракурсе, снизу вверх, художник выкопал траншею в снегу.

03_«Не помню себя не рисующим»
«Иней. Восход солнца», Игорь Грабарь, 1941 год. Иркутский областной художественный музей имени В.П. Сукачева, Иркутск © РИА Новости

Полюбив зиму, он стал ее певцом. В творческом наследии живописца немало и летних, и весенних, и осенних видов, но сам он часто повторял, что ни одно из времен года не вызывало у него такого вдохновения, как зима. Одна лишь серия этюдов «День инея» насчитывает более сотни работ, посвященных зимнему убранству деревьев. Снег, лед, иней, тончайшие оттенки, «перезвоны и перекликания всех цветов радуги, объединенные голубой эмалью неба» — полотна Грабаря стали новым прочтением русского пейзажа.

Просветитель и реставратор

До начала Первой мировой войны Грабарь успел попробовать себя в архитектуре — проектировал и курировал строительство мемориальной захарьинской больницы близ Химок, подготовил монографии о творчестве Исаака Левитана и Валентина Серова, работал над многотомной «Историей русского искусства», собирая архивные материалы для нее по всей стране. Этот монументальный труд стал важным этапом в отечественном искусствознании и делом всей жизни Игоря Грабаря.

04_«Не помню себя не рисующим»
Больница имени Г.А. Захарьина, построенная по проекту Игоря Грабаря © mos.ru

В 1913 году Московская городская дума избрала его попечителем Третьяковской галереи. Эту должность он занимал до 1925 года. Именно Грабарь кардинально изменил развеску картин, положив в основу экспозиции монографический и исторический принципы. Идея встретила серьезное сопротивление, но в итоге собрание обрело логику и встало в один ряд с лучшими музеями Европы. Под руководством Грабаря была проведена инвентаризация коллекции и составлен первый научный каталог. При нем галерея пополнилось работами классиков — Ореста Кипренского и Павла Федотова, а также ведущих представителей русского авангарда — Натальи Гончаровой, Михаила Ларионова, Петра Кончаловского, Кузьмы Петрова-Водкина и многих других.

После революции 1917 года Грабарь сыграл огромную роль в сохранении древних памятников и произведений церковного искусства. В 1918 году он создал Центральную реставрационную мастерскую, сейчас это Всероссийский художественный научно-реставрационный центр, который носит имя своего основателя. Грабарь заложил основы отечественной школы научной реставрации, принимал участие в спасении «Троицы» Андрея Рублева, а в 1947 году выступил с инициативой работ в Андрониковом монастыре и организации здесь Музея древнерусского искусства.

05_«Не помню себя не рисующим»
Центральный музей древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева, расположенный на территории Спасо-Андроникова монастыря. Церковь Архангела Михаила (справа) и Спасский собор (слева) © РИА Новости

В зрелые годы он был одним из отцов-основателей музея-заповедника «Абрамцево», руководил Институтом имени В.И. Сурикова, преподавал, получал награды и премии… и почти не успевал писать. Но созданные им портреты представителей советской интеллигенции — композитора Сергея Прокофьева, поэта и писателя Корнея Чуковского, академиков Владимира Вернадского и Сергея Чаплыгина — заслуживают внимания и как творения большого мастера, и как отражение навсегда ушедшей эпохи. В его биографии есть и «проходные» полотна с вождями и ходоками, но и они представляют ценность как свидетельства времени и отображение нашего прошлого.

06_«Не помню себя не рисующим»
Художник Игорь Грабарь у своего загородного дома в Абрамцеве, 1955 год © РИА Новости

По большому счету всю свою жизнь Игорь Грабарь служил лишь искусству: «С детских лет до сих пор оно для меня — почти единственный источник радости и горя, восторгов и страданий, восхищения и возмущения, единственное подлинное содержание жизни».

Для справки

В Корпусе Бенуа Русского музея в июле 2021 года открылась выставка «Игорь Грабарь. К 150-летию со дня рождения». На экспозиции представлено более 100 произведений живописи 1890—1950-х годов из коллекций Русского музея, Третьяковской галереи, других музеев России и частных собраний Москвы и Санкт-Петербурга. Генеральным спонсором проекта стал банк ВТБ.

Поделитесь с друзьями:
Facebook Вконтакте Твиттер Одноклассники LiveJournal МойМир Google Plus Эл. почта
Подписаться на новости раздела «Культура»
Материалы по теме

22 июля 2021

<p>К 150-летию со дня рождения художника</p>
Гид по выставке Игоря Грабаря в Русском музее

К 150-летию со дня рождения художника

9 апреля 2021

Выставке «Преображенная природа» — посвящается Русский музей предлагает вам проверить свои знания в области пейзажной живописи
Выставке «Преображенная природа» — посвящается

6 июля 2020

<p>Собрание, прошедшее через войны и революции</p>
Русский музей: история коллекции

Собрание, прошедшее через войны и революции

Все новости