«Мы из тех, кто живет будущим, а не настоящим»

6 апреля 2021

Интервью с Максимом Арзуманяном, одним из идеологов проекта по развитию в России инфраструктуры электрозарядных станций и рынка электротранспорта

Электромобили — это тренд будущего. И речь не только об ультрамодной «Тесле»: сегодня все автогиганты имеют в своих продуктовых линейках машины, оснащенные электродвигателями. Забота об окружающей среде и мысли об ограниченности углеводородных ресурсов заставляют их разрабатывать и совершенствовать новый вид транспорта, который давно из научной фантастики превратился в объект обихода (можно встретить на дорогах любого мегаполиса).

Но, чтобы электромобиль, как и любое другое электронное устройство, мог функционировать, ему нужна подзарядка. Для отрасли крайне важно, чтобы параллельно развитию самих электромобилей развивалась и вся сопутствующая инфраструктура. Наш сегодняшний собеседник Максим Арзуманян уверен, что сеть российских электрозарядных станций (ЭЗС), разработанных его командой, может обеспечить нашей стране в будущем стабильное положение на этом стремительно развивающемся международном рынке.

Проект Максима Арзуманяна по развитию инфраструктуры электрозарядных станций и рынка электротранспорта в регионах РФ вошел в топ-100 «Сильных идей для нового времени» по результатам экспертного отбора Агентства стратегических инициатив (АСИ). 

Комплексное решение было разработано Максимом Арзуманяном — старшим преподавателем Высшей школы менеджмента Санкт-Петербургского государственного университета (ВШМ СПбГУ), стратегического академического партнера банка ВТБ, — с командой TOUCH Production и при участии выпускников бизнес-школы. Проект был впервые представлен на форуме «Сильные идеи для нового времени», прошедшем в ноябре 2020 года в Москве. Банк ВТБ также выступил генеральным спонсором мероприятия.

02_Мы из тех, кто живет будущим, а не настоящим
© Максим Арзуманян

— Ваша компания занимается производством электрозарядных станций. В этой связи первый вопрос — «для чайников»: зачем это нужно в стране, где электромобили, мягко говоря, не самый популярный вид транспорта? Какой спрос может быть в России на электрозарядные станции?  

— Я убежден, что мы живем в очень интересный исторический период. Период, в котором «будущее не является прямым продолжением прошлого и настоящего», по крайней мере не во всем. Сегодня, скажем, у нас чего-то нет, но это не значит, что оно не возникнет уже завтра. Это явление подобно волне: сначала мы видим лишь небольшую рябь, нарушающую морскую гладь, а через пару мгновений — гребень волны. Где-то мы можем быть романтиками и философами, но наш расчет на будущий успех основан на более прагматических вещах: данных статистики и аналитике рынков. 

Сегодня важно действовать на опережение, видеть эту «рябь на морской глади» и готовиться к грядущим изменениям заранее, чтобы нас не «накрыло» ими, а напротив, мы смогли использовать силу этих явлений на благо. Именно так, на наш взгляд, обстоят дела с электротранспортом и электромобилями в России. Пока ничего явного еще не происходит, но если мы не начнем действовать сейчас, то это может привести к двум проблемам: сначала мы потеряем рынки сбыта, а затем рискуем лишиться своего технологического суверенитета.

В настоящее время мы можем наблюдать, как стремительно развиваются индустрия производства электромобилей и сопутствующие отрасли. Если не включиться в эту гонку прямо сейчас, мы упустим колоссальный рынок, на котором уже сегодня играют все крупные международные игроки. И это при том, что всего через несколько лет мы могли бы поставлять свои — made in Russia — станции в Китай, в Индию, в Америку, в Европу. 

Когда электромобили в России все же станут популярны, у нас возникнет ситуация, когда мы будем вынуждены «потреблять» не только иностранный продукт, но и сопутствующие ему решения, инфраструктуру. Если у тебя нет своих решений, ты впадаешь в технологическую зависимость от разработок других стран. И такая зависимость — не самое лучшее в современном, полном противоречий мире. Поэтому мы уже сейчас хотим создавать отечественные продукты, конкурентоспособные на международном уровне. 

— Хорошо, тогда почему выбор пал именно на производство электрозарядных станций, а не на сами электромобили?

— Это, знаете, такой замкнутый круг. Одни говорят: «У нас же нет электромобилей. Зачем вы делаете станции?» Те, кто собирается производить или экспортировать электромобили, думают: «Зачем им электромобили? У них же нет станций!»

Мы считаем, что опережающее развитие инфраструктуры — это ключ, триггер к развитию электротранспорта и смежных областей. Как только появится инфраструктура, у автомобилистов возникнет мысль: иметь электромобиль — это не так уж страшно. 

Опасения будут понемногу сниматься, спрос — расти, а это, в свою очередь, подстегнет производителей, которые станут предлагать все больше электромобилей на российском рынке. 

03_Мы из тех, кто живет будущим, а не настоящим
© Максим Арзуманян

— Кстати, о производстве самих электромобилей. Есть ли в России сейчас какие-нибудь разработки в этом направлении?

— Есть, конечно. Например, совместный проект (прототип электромобиля) КАМАЗа и Центра национальной технологической инициативы «Новые производственные технологии», созданного на базе экосистемы инноваций Санкт-Петербургского политехнического университета Петра Великого. Есть и ряд других проектов.  

Драйвером для них являются, в том числе, заявления властей многих государств и глав крупнейших автопроизводителей о скором отказе от двигателей внутреннего сгорания. Даты вступления в силу этих решений все ближе: сначала речь шла о пятидесятых годах текущего столетия, сейчас уже говорят о тридцатых, а некоторые, самые смелые заявления касаются 2025 года. 

Поэтому создание сети электрозарядных станций — наша стратегическая ставка. Мы верим, что рост популярности электромобилей в России неизбежен, хотя и понимаем, что могут появиться обстоятельства, которые мы не можем сейчас предвидеть. 

— Электромобиль, как все знают, экологически чистое устройство, он не имеет выбросов углекислого газа и так далее. Но, с точки зрения обычного пользователя, есть ли у него преимущества по сравнению с обычным автомобилем? Удобнее ли он, комфортабельнее ли? 

— С точки зрения экологического следа не все так однозначно. У электромобиля есть свои недостатки. Например, это касается технологий производства и утилизации батарей. Но все же преимуществ больше. 

Пользование электромобилем — это совсем другие ощущения, и дело не только в другой динамике разгона и отсутствии шума. Продвинутые электромобили уже сейчас оснащены полноценным электронным «умом» (еще один шаг в сторону полного автопилотирования), позволяющим получить совершенно другой опыт вождения. 

Кроме того, если в производстве автомобилей с двигателями внутреннего сгорания человечество уже достигло определенного предела, то в производстве электромобилей еще есть огромный потенциал, и он, в том числе, кроется в развитии электрозарядной инфраструктуры. 

04_Мы из тех, кто живет будущим, а не настоящим
© Максим Арзуманян

— Еще один «обывательский» вопрос: как сейчас все это устроено в России? Вот, например, я купила электромобиль. Я живу в Москве, и здесь, видимо, есть где его подзарядить. А если бы речь шла, скажем, о Саратове? Где бы я тогда его «заправляла»?

— Если вы живете в загородном доме, то можете заряжать свой электромобиль, грубо говоря, прямо от розетки. Но это не очень удобно, так как занимает много времени. Поэтому в таких случаях обычно приобретают настенную станцию — и вешают ее в гараже. Такая станция обеспечивает скорость, удобство и безопасность в эксплуатации.

Еще вариант — для тех, кто живет в многоквартирном доме. Вы договариваетесь со своей управляющей компанией о том, что на территории — на закрытой парковке — будет установлена соответствующая электрозарядная станция. Такие примеры в нашей практике тоже были.

Кстати, наличие электрозарядной станции является обязательным пунктом в новых нормативных требованиях к строительству жилой недвижимости. То есть в России сейчас происходит развитие законодательной базы в этом вопросе, что не может нас не радовать. 

— Я знаю, что со своими идеями вы обращались в Агентство стратегических инициатив (АСИ). Речь шла об операторах электрозарядных станций. 

— Проанализировав зарубежный рынок электромобилей и зарядных станций, мы поняли, что он развивается по своим, особым законам. Никому не интересна просто «железка для подзарядки» — покупать ее не будут. На этом рынке востребованы комплексные решения. 

Сама станция, как правило, является лишь частью инфраструктуры для привлечения клиента и предоставления ему дополнительных сервисов. Поэтому потенциальными инвесторами нашего проекта могут стать, например, рестораны, клубы и торговые центры. Но их клиентам нужна, опять же, не просто станция, а «решение под ключ», которое состоит из трех компонентов: самой ЭЗС, системы управления ей (софта), приложения для клиентов, в котором они смогут найти и забронировать станцию и оплатить услуги.

На развитых рынках эти компоненты обычно реализуют разные компании: одна производит ЭЗС, другая разрабатывает и предоставляет программное обеспечение для управления станциями, третья делает мобильное приложение и сервисы для клиентов. Мы же объединяем все эти компетенции и строим вертикально интегрированную компанию. То есть у нас есть все необходимое, чтобы развивать инфраструктуру зарядных станций в регионах нашей страны. Именно такой проект мы и представили от моего лица на форуме АСИ: «Развитие операторов электрозарядных станций в регионах РФ». 

05_Мы из тех, кто живет будущим, а не настоящим
© Максим Арзуманян

— Есть ли уже какой-то отклик в регионах?

— На наших технологиях и бизнес-моделях уже работают несколько полноценных операторов. Наиболее активно дела идут на Сахалине, в Хабаровске и Нижнем Новгороде. А в одном из регионов мы обсуждаем участие в проекте по созданию электрокаршеринга. Это особенно актуально для курортных зон. Кстати, в связи с тем, что «электрическое топливо» сейчас значительно дешевле бензина, экономика там тоже интересная.  

Перед тем как организовать сеть наших станций, мы тщательно анализируем транспортную систему города, проводим анкетирование электроавтомобилистов. Общение с ними обычно происходит в тематических сообществах. Мы проводим опросы и исследования, определяем и отмечаем на карте, где не хватает электрозарядной инфраструктуры уже сейчас, и прогнозируем, где будет потребность в ней в ближайшее время. 

В целом сегодня в разных регионах страны работают более 70 наших станций.

— А как насчет участия в национальных проектах и программах? Есть ли у вас какое-то сотрудничество с государством? Возможно ли оно в рамках вашей отрасли вообще?

— Собственно говоря, для этого мы и подавали заявку в АСИ. Благодаря коллегам мы прямо сейчас участвуем в целом ряде активностей в этом направлении. Так, мы смогли презентовать наши идеи (и модели операторов) руководству различных регионов — и продолжаем общение с теми, у кого это вызвало интерес. Кроме того, мы участвуем в так называемых дорожных картах Национальной технологической инициативы. Это огромный инфраструктурный проект, и мы рады возможности реализовать свои идеи и на таком уровне.

— Как вообще вы пришли к идее развития инфраструктуры электрозарядных станций в России?

— Уже пять лет я являюсь директором по развитию и ведущим консультантом компании Smart Architects. Это консалтинговая компания — мы занимаемся проектами развития и трансформации организаций на основе методов и технологий «архитектуры предприятия» (междисциплинарный, инженерный подход в менеджменте). То есть мы знаем, как управлять сложными современными организациями в быстро меняющемся мире. В какой-то момент мы поняли, что готовы не только консультировать других, но и самостоятельно развивать инновационные продукты и компании на новых рынках.

— Можно ли сравнить современное развитие электротранспорта с электрификацией нашей страны в начале XX века?

— Развитие производства электромобилей и сопутствующей инфраструктуры — это очередной виток промышленной революции. Предстоит глобальная реорганизация — даже такой, казалось бы, устойчивой отрасли, как энергетика. Например, сегодня специалисты видят перспективы в идее о том, что простое домашнее хозяйство может не только потреблять, но и производить электроэнергию. Любой велотренажер при наличии генератора может стать источником энергии, которую можно сразу «запустить» в сеть. Есть и другие интересные аспекты, связанные, например, с балансированием нагрузки на энергосети... Но это, вероятно, тема для отдельного большого разговора.

Для справки

Банк ВТБ входит в Попечительский совет ВШМ СПбГУ наряду с крупнейшими российскими и глобальными компаниями, представителями органов власти и международного академического сообщества.

ВШМ СПбГУ — ведущая российская бизнес-школа, созданная на базе Санкт-Петербургского государственного университета, старейшего классического университета, крупнейшего центра науки, образования и культуры в России. ВШМ СПбГУ признана в России и в мире как центр научных исследований и обучения в области менеджмента.

ВШМ СПбГУ — единственная российская бизнес-школа, входящая в топ-100 лучших европейских школ в рейтинге Financial Times и имеющая две престижные международные аккредитации АМВА и EQUIS. В 2020 году ВШМ СПбГУ впервые вошла в топ-100 международных рейтингов QS Executive MBA Rankings и Financial Times Executive MBA Ranking.


Поделитесь с друзьями:
Facebook Вконтакте Твиттер Одноклассники LiveJournal МойМир Google Plus Эл. почта
Подписаться на новости раздела «Современные технологии»
Материалы по теме

23 апреля 2019

<p>
	 Когда жизнь опережает мечту
</p>
 Технологии из научной фантастики, ставшие реальностью

Когда жизнь опережает мечту

23 января 2019

<p>Роботизация в банковской сфере — новые возможности</p>
Алгоритм в помощь

Роботизация в банковской сфере — новые возможности

26 июня 2018

<p>
	 Профессии и сферы деятельности, которые могут стать актуальными после 2025 года
</p>
 Кому в будущем жить хорошо?

Профессии и сферы деятельности, которые могут стать актуальными после 2025 года

Новости раздела Современные технологии