«Я шлем и перчатки на гвоздь не повесил. Надеюсь, повешу не скоро»

3 февраля 2021

Эксклюзивное интервью с заместителем руководителя команды «КАМАЗ-мастер» Эдуардом Николаевым

Из действующих пилотов команды «КАМАЗ-мастер» Эдуард Николаев — самый титулованный. Он четыре раза побеждал на «Дакаре» в качестве пилота. Но так получается, что пилотов в «КАМАЗ-мастере» пять, а боевых экипажей на «Дакаре» всего четыре. Вот и приходится кем-то жертвовать. На этот раз без машины остался Эдуард.

Зато он примерил на себя другую роль — заместителя руководителя команды. По возвращении в Россию он рассказал, каково это было — увидеть «Дакар» с другой стороны.


ПОБЕДЫ, ЧАГИН, НОВАЯ РОЛЬ

— Не устали от побед, Эдуард?

— Это же первая победа у Дмитрия Сотникова, как можно устать? У нас еще не все были на подиуме и не все получили «Золотого бедуина» — тот же Антон Шибалов еще остался. Как тут устать?

— Антон дважды подряд стал вторым на «Дакаре»… Где нужно поднажать, чтобы получить заветную статуэтку?

— Вот ему Дима протоптал дорожку, рецепт знает. Надо им пообщаться с Дмитрием, обратить внимание на подготовку в течение года: психологическую, физическую, моральную и техническую. Посмотреть, какие были ошибки, где он больше всего терял времени по навигации, проколам и застреваниям. Только так — работа над ошибками. И у нас все для этого есть. В общем, все в руках Антона.

02_Я шлем и перчатки на гвоздь не повесил. Надеюсь, повешу не скоро
© kamazmaster.ru

— Это ваш первый «Дакар» в роли наставника? Какие впечатления он оставил?

— Для меня это было очень ответственно. Пришлось проделать большой объем умственной работы. Когда я пришел в команду в качестве пилота, у меня уже был внушительный опыт работы механиком — я знал матчасть и что именно от меня требуется, была понятна моя роль. А здесь все было впервые. И перед стартом я не до конца понимал, чего ждать... Приходилось одновременно думать в нескольких направлениях: и за экипажами следить, и о завтрашнем дне думать, и о послезавтрашнем, и вчерашний успевать анализировать. Оттуда вопросы, отсюда... 

Второй момент. Я очень сильно переживал, когда у ребят что-то не получалось. Просто весь горел изнутри. Сложности — это один из тех моментов, которые я так люблю в гонке. И я тут же начинал думать, как бы тот или иной отрезок проехал сам... Ну и тяжело было смотреть на финальный подиум. Все-таки я свои шлем и перчатки на гвоздь не повесил. Надеюсь, повешу не скоро.

— То есть вернетесь? 

— Конечно! Это и радует — что будет возможность вернуться. Владимир Чагин мне говорил: «Эдик, представь, насколько мне было тяжело, когда я в 2012-м завершил карьеру и поехал на “Дакар” в другой роли, понимая, что за руль больше не сяду. Это гораздо сложнее».

В целом я доволен этим «Дакаром» — и результатом, и своей работой. Делал все возможное, чтобы помочь ребятам. Общался с ними, советовался... Важно, что мы были все вместе.

Наша основная цель — ежегодные победы на «Дакаре». В этом году подиум получился особенно красивым: первое, второе и третье место. «КАМАЗ-мастер» продемонстрировал свою мощь.

03_Я шлем и перчатки на гвоздь не повесил. Надеюсь, повешу не скоро
© kamazmaster.ru

— Как выбирали заместителя руководителя команды из тех пяти пилотов, которые пропускали «Дакар»? Почему в итоге именно вы заняли эту должность?

— Этот выбор ежегодно делает Владимир Чагин. Пилоты — это его стезя. В гоночном плане мы дети, которых он вырастил. Он и сейчас порой садится к нам в кабину, что-то подсказывает… Как руководитель команды Чагин обладает всей информацией о нас — о том, кто как работал в течение сезона. Знает все наши результаты, тесты, отношение к делу в целом. И на основе этой информации принимает решение, объясняет, кто и почему не едет гонку, аргументирует свой выбор.

Этот год получился особенным, вмешалась пандемия. У нас было совсем немного выездов, два месяца мы вообще на работу не ходили, сидели на карантине. У руководства в этом году был очень сложный выбор. Мы провели одни-единственные тесты — в Кабардино-Балкарии, по результатам которых давать оценку не совсем корректно. Кому-то повезло, кому-то не очень. У меня, например, сломалась коробка передач.

Каждый год кто-то из пилотов пропускает «Дакар». В этот раз в числе таких гонщиков оказался я, поэтому и поступила просьба от Чагина — подменить его заместителя, Сергея Савостина, который прямо перед «Дакаром» переболел (и никто не хотел рисковать). Когда руководитель команды просит помочь, мы никогда не отказываем. Надо — значит надо. Естественно, как пилот я расстроился, но мне сказали: «Эдик, пойми, задача тоже не из простых». Да и мне хотелось быть ближе к команде на этом «Дакаре», помогать ребятам, узнавать что-то новое.

Конечно, я мог бы поехать в качестве водителя службы маркетинга, но это отдалило бы меня от того, чем я на самом деле мог быть полезен команде. Получилось, что моя роль на этом «Дакаре» подошла мне идеально. Я все видел, был внутри команды, строил планы, проводил собрания, знал всю информацию. Как уже сказал, я очень доволен и результатами этого «Дакара», и своим новым опытом.

04_Я шлем и перчатки на гвоздь не повесил. Надеюсь, повешу не скоро
© kamazmaster.ru

РОДНОЙ ЗАВОД, ВЕТЕРАН САЙНС, КЛАССИКА «ДАКАРА»

— Этот опыт поможет в дальнейшей карьере пилота Николаеву?

— Я думаю, что да. Это определенный рост. Начинаешь шире смотреть на гонку, голова по-другому ее воспринимает. В роли пилота ты держишь концентрацию на конкретных задачах и по сторонам стараешься не смотреть, чтобы не было лишних мыслей в голове. А тут все наоборот — эту мысль «выключил», «включил» другую. Совсем иначе смотришь на соревновательный процесс, на то, как соперники себя настраивают, на их стратегию и тактику. Когда сидишь за рулем, ты более скован, у тебя нет такой раскрепощенности. Считаю, что набрался много нового опыта, посмотрел на все с другой стороны. Насколько мне это поможет в дальнейшем? Посмотрим. Всю жизнь ведь пилотом не будешь, так ведь? Сколько мы еще поездим? Никто не знает. 

— Сайнс и в 58 лет гоняет, а Петерансель в 55 выигрывает «Дакар».

— Сайнс — это другое. Мы — заводская команда. Если бы я был только пилотом, как Карлос, и мог бы менять команды — сначала на «Мини» поездить, потом на «Пежо», дальше еще на чем-нибудь... Понятно, у них другая специфика. И Петерансель, и Сайнс не делают свои машины, как мы. Все наши КАМАЗы — особенно последние два «Дакара» — собирает молодое поколение пилотов и инженеров-механиков. Чагин и Савостин больше контролируют — помогают только в глобальных вопросах. Это не то же самое, что у Петеранселя и Сайнса. У них всего одна задача: пилот должен вести автомобиль. Поэтому они и могут до шестидесяти гонять. 

Да и по физическим нагрузкам их работа гораздо легче. Могу уверенно об этом сказать, потому что ездил на подобных машинах, на багги. Там все по-другому. У нас нагрузки гораздо больше — мы едем на грузовиках, а это в разы тяжелее.

То, что мы работаем в команде, — вот это здорово! Каждый из нас может не только пилотировать, но и приносить результат в других ролях. В команде много разных направлений, где ты можешь себя реализовать и быть полезным (а не только как пилот — отгонял и ушел).

Для меня наш результат ценнее. Они пришли в команду, выступили, заняли первое место… Условно — британскую команду на «Дакаре» представлял француз на «Мини». А мы сами делаем свою технику, привозим результат в свою страну, в свой родной Татарстан, на свой любимый завод, где нас все любят и уважают.

05_Я шлем и перчатки на гвоздь не повесил. Надеюсь, повешу не скоро
© kamazmaster.ru

— На этом «Дакаре» был представлен новый класс соревнований — Classic, в котором приняли участие экипажи на машинах и грузовиках 1980—1990-х годов. Нет желания запустить туда, скажем, КАМАЗы 1996-го или 1999-го года выпуска, на которых ваша команда выигрывала свои первые «Дакары»? И пятому пилоту как раз место найдется! 

— Организаторы все это делают не от хорошей жизни. Бюджет «Дакара» заметно просел, участников стало меньше. Они не знают, как завлечь публику. Вот и вынуждены были ввести этот зачет. Он появился не просто так, не по призыву из серии: «Эй, у кого есть старые тачки? Давайте, заявляйтесь, это бесплатно». Они такие же спортсмены, у них такие же стартовые взносы. Да, было бы здорово, если бы гонку в этом классе организовали в качестве некоего поощрения. Мы бы, конечно, заявили еще и «Ниву», которая тогда гоняла.

У нас есть «горбатый» КАМАЗ, который как раз в 1990-х принимал участие. Можно этим заморочиться, но мы приезжаем на «Дакар» с другими целями — мы едем побеждать, а не выставлять ретроавтомобили. 

Хорошо еще, что в этом году у нас было четыре машины, а не три. Из-за сложной ситуации с пандемией могло ведь поехать меньше экипажей, аж до двух могли сократить. Слава богу, что вытянули. И мы оправдали надежды своими результатами.

Поэтому участвовать в зачете Classic мы сейчас не можем, хотя желание есть. Но для этого нужны специальные люди, техника. А так бы с удовольствием! Я даже во время карантина в своем «Инстаграме» делал фотообзоры по интересным грузовым ретроавтомобилям — рассказывал, с чего начинался «Дакар». По ходу гонки, как и все, фотографировал машины зачета Classic. Грузовиков было всего один или два, а вот джипов — побольше, причем разных... Конечно, крайне интересно посмотреть, на чем раньше люди ездили на «Дакаре». Понятно, что тогда были другой темп, другие трассы, хотя в отдельные годы спецучастки были даже сложнее, чем сейчас.

Это здорово и интересно — знать историю того, чем ты занимаешься. Так бы очень хотелось проехать на старом КАМАЗе, но «Дакар» для нас сейчас немного про другое. И я очень доволен результатом, который мы привезли в этот раз! 

Для справки

Банк ВТБ выступает генеральным спонсором раллийной команды «КАМАЗ-мастер» с 2005 года. На счету российской команды 18 побед в легендарном ралли-марафоне «Дакар».


Поделитесь с друзьями:
Facebook Вконтакте Твиттер Одноклассники LiveJournal МойМир Google Plus Эл. почта
Подписаться на новости раздела «Спорт»
Материалы по теме

15 января 2021

<p>Главные итоги ралли-рейда «Дакар-2021»</p>
Золотой хет-трик КАМАЗа и шоу имени Карякина

Главные итоги ралли-рейда «Дакар-2021»

3 февраля 2020

<p>Пилот команды «КАМАЗ-мастер» Антон Шибалов — о «Дакаре», семье и зимнем картинге</p>
«Комплектующих, которые мы берем с нашего конвейера, достаточно много»

Пилот команды «КАМАЗ-мастер» Антон Шибалов — о «Дакаре», семье и зимнем картинге

Новости