«Обидно слышать, что КАМАЗ опять выиграл только потому, что у него нет соперников»

29 января 2020

Большое интервью с Андреем Каргиновым

Пилота команды «КАМАЗ-мастер» Андрея Каргинова баловнем судьбы не назовешь. В его карьере хватало крутых виражей. Вспомнить хотя бы «Дакар-2013», на который он приехал с незалеченным переломом стопы, но сумел завоевать бронзу! Причем финишировал в ралли-рейде Андрей на трех колесах, поскольку за восемь километров до конца последнего спецучастка проколол колесо, а времени на замену шин у российского экипажа не было. Однако ни травмы, ни технические поломки Каргинова никогда не останавливали. Поэтому его победа на завершившемся «Дакаре-2020» не только закономерна, но и в чем-то даже символична. 

— Это ваша вторая победа на «Дакаре», первая была в 2014 году. Можете их сравнить? Какая из них досталась большей кровью, какая была слаще? Или каждый «Дакар» неповторим?

— Все верно, одинаковых «Дакаров» не бывает. Даже движение по прямой на максимально допустимой для грузовиков скорости в 140 км/ч — серьезное испытание для организма. О бездорожье я даже не говорю. Конечно, первая победа запоминается навсегда, ведь ей предшествует большой путь. Начиная с простого механика, потом механика экипажа и только затем пилота. Моя нынешняя победа на «Дакаре», впрочем, легче не была. Все же прошло шесть долгих лет, так что эмоции переполняют. Хотя в 2014 году конкуренция, возможно, была поострей, чего только стоило соперничество с нашим принципиальным противником Жераром де Роем. Тогда мы проигрывали около 40 минут по ходу гонки, а победу вырвали на последних этапах. В этом году обошлось без той нервотрепки, поскольку лидерство мы захватили довольно рано.

— Вашу карьеру гонщика не назовешь простой. Множество серьезных травм, сходы и дисквалификации. Сами верили в то, что спустя шесть лет сможете вновь поднять над головой «золотого бедуина»?

— Спортивный мандраж присутствует перед каждым стартом. Автогонки — опасное занятие, расслабляться тут нельзя. Бороться приходится каждую секунду, и без веры в себя ничего не выйдет. Тем более если ставишь перед собой самые высокие цели.

— Однако вера — верой, а у каждого организма есть свой физический предел…

— Физически я готов отлично, в этом отношении никаких сомнений у меня не было. Автогонщики в течение всего года обязаны поддерживать форму, иначе без травм не обойдешься.

— А как себя чувствовали морально? Вообще, в трудные минуты что или кто вам помогает?

— Наверное, подпитывают эмоции. Воспоминание о том чувстве, когда поднимаешь над головой «золотого бедуина». Что ты его заслужил, что доказал самому себе и соперникам, что на это способен. Что не подвел команду и наших партнеров, болельщиков.

 

Обидно слышать, что КАМАЗ опять выиграл только потому, что у него нет соперников

«О Саудовской Аравии ходит много небылиц»

— В этом году «Дакар» впервые проводился в Саудовской Аравии, в чем была его специфика? 

— Специфика всех ралли-рейдов в том, что мы не только соревнуемся на трассе, но и знакомимся с обычаями стран, в которых проходит гонка. С менталитетом коренного населения. Перед поездкой в Саудовскую Аравию мы посмотрели немало ознакомительных роликов. Поняли, как нужно себя вести в той или иной ситуации, что тут принято, а что нет. Ведь даже правила дорожного движения здесь отличаются от общепринятых. Оказалось, что Саудовская Аравия очень интересная страна. Конечно, Восток — дело тонкое, есть свои нюансы, но все оказалось намного проще, чем мы думали. Местное население — радушные хозяева, в чем-то даже европеизированные. Думаю, у Саудовской Аравии большой туристический потенциал.

— Но не напоминает ли она «город контрастов»?

— Согласен, богатые районы чередуются с бедными, но заметно, что государство заботится о своих гражданах. А количество эмигрантов из развитых стран говорит о том, что страна прогрессирует.

— То есть нет ощущения, что вы побывали в ортодоксальной стране, где женщины обязаны носить паранджу? 

— Паранджу, к слову, там носят далеко не все женщины. Более того, достаточно много представительниц прекрасного пола водят автомобиль. Это заблуждение, что женщина в Саудовской Аравии может сидеть только на заднем сиденье машины, и только в сопровождении мужчины. Хотя, разумеется, есть районы, где традиции соблюдаются очень строго. К примеру, Мекка, куда иноверцев не пускают по закону. Когда на обратном пути наш маршрут пролегал через Мекку, пришлось ехать в объезд. В этом священном для мусульман городе действуют очень строгие правила.

— После окончания «Дакара» состоялась показательная 13-километровая гонка, которая не входила в программу соревнований. Что это было? Прихоть богатых арабских шейхов?

— Скорее приятный сюрприз для зрителей и для нас самих, участников «Дакара». Трасса была проложена на небольшом пятачке в очень красочном месте. После ее финиша состоялось награждение. А перед гонкой у нас, гонщиков, была возможность в расслабленной обстановке пообщаться друг с другом, что во время «Дакара» непозволительная роскошь. На мой взгляд, это отличное начинание. Очень интересное мероприятие. 

— Всем памятен ваш финиш на «Дакаре-2013» на трех колесах. Со стороны показалось, что нынешний «Дакар» сложился для вас практически идеально: ни одной серьезной поломки за всю гонку. Так ли это?

— Да, похоже, что полоса неудач, которая преследовала наш экипаж прошлые годы, на нынешнем «Дакаре» завершилась. Я очень рад, что на этот раз нам удалось добраться до финиша с минимальным количеством проблем. Ведь вряд ли есть гонщик, которому нравится терять время на спецучастке по малозависящим от него обстоятельствам.

— Для команды «КАМАЗ-мастер» гонка сложилась очень удачно, если не учитывать сход Эдуарда Николаева. КАМАЗ был так силен или соперники не соответствовали его уровню? «Ивеко», к примеру, выступал без Жерара де Роя и на прошлогодних моделях грузовиков. По сути, борьбу навязал только Сергей Вязович на МАЗе.

— Знаете, иногда обидно слышать, что «КАМАЗ-мастер» опять выиграл только потому, что у него нет соперников. На «Дакаре», вне зависимости от противника, пытаешься ехать на максимуме возможного. Да, для нас с Антоном Шибаловым гонка сложилась удачно. Но Дмитрий Сотников потерял из-за поломки около двух часов, а Эдуард Николаев провел в песках всю ночь, перебирая двигатель. Борьба на трассе была жесткой. Тот же Сергей Вязович показал отличную езду. Но мы оказались сильнее, так что эту победу мы заслужили безоговорочно.  

— Какие технические новинки удалось обкатать? 

— Новинки все же обкатывают до «Дакара». Двенадцать этапов протяженностью около пяти тысяч километров слишком рискованно проходить на непроверенной технике. Для меня этот «Дакар» стал первым, на котором я ехал в машине с автоматической коробкой передач. Да, я попробовал ее на «Шелковом пути – 2019», но там скорее было знакомство. Коробка, к слову, показала себя с наилучшей стороны, сведя потери времени при разгонах до минимума, что особенно важно в дюнах. 

— Со стороны показалось, что трасса в Саудовской Аравии подходит под ваш скоростной и достаточно агрессивный стиль езды.

— Нет, я как раз, наоборот, предпочитаю дюны и бездорожье скоростным трекам. Именно жесткое бездорожье позволяет КАМАЗу раскрыть весь потенциал. Кроме того, трасса нынешнего «Дакара» была усеяна острыми камнями, поэтому идти по ней на полной скорости слишком опасно. Мы даже полностью израсходовали весь запас сменных шин. 

 

Обидно слышать, что КАМАЗ опять выиграл только потому, что у него нет соперников

«Заряд на “Дакар” дает семья»

— Пять лет назад вы сказали, что главным событием в вашей жизни стала вовсе не победа на «Дакаре-2014», а рождение сына. Надо полагать, что у вас теперь два главных события в жизни, и они оба не связаны с ралли-рейдами?

— Что ж, это верно. Три с половиной года назад у меня родился второй ребенок. Так что у меня теперь два сына и два золотых «Дакара». Семья действительно имеет огромное значение в нашей жизни, тем более что ей не всегда удается уделять должное внимание. К примеру, накануне, возвратившись с «Дакара» в Набережные Челны, мы заскочили домой, перекусили, разобрали вещи и снова отправились в Москву, чтобы пообщаться с прессой. Родные и близкие — супруги, дети и родители — наши самые ярые и преданные болельщики. Это к вопросу о том, кто поддерживает нас в самые трудные минуты. Мысли о них согревают холодными ночами, когда голодными и невыспавшимися мы колдуем над машинами. Семья дает нам заряд энергии на все две недели «Дакара».

— Есть такая присказка, что женившийся пилот проигрывает самому себе секунду на круге. Но это, похоже, не про вас?

— Очень на это надеюсь!

— Ваше основное хобби за прошедшие годы не изменилось? Все также любите погонять на мотоцикле?

— Да, все верно. Зимой еще люблю покататься на сноуборде, если есть время. Правда, перед гонкой этого делать нельзя — можно получить травму. 

— Как считаете, за последние шесть лет вы как-то изменились, поменяли взгляды? Повзрослели? Или взрослеть дальше некуда?

— Пилот в кабине только один, но тем не менее гонщики мы командные. Поэтому во многом нас формирует и воспитывает коллектив. И естественно, с годами меняешься, на многие вещи начинаешь смотреть по-другому. Если раньше после неудач я сильно переживал, то теперь научился относиться к ним философски. Характер, конечно, сказывается, но учишься сдерживаться. Ведь в такой команде, как «КАМАЗ-мастер», нужно не только уметь крутить руль, но и вести себя соответственно статусу. 

— То есть характер у вас по-прежнему взрывной, а кровь — горячая?

— Не без того. Вероятно, осетинские корни сказываются.

— Вам 43 года, минимум половину из них вы соревнуетесь… Все еще испытываете удовольствие от гонок? 

— Безусловно. Эмоции и адреналин, которые получаешь от гонок, ни с чем не сравнимы. А поднять над головой «золотого бедуина» — незабываемое ощущение.

— По образованию вы инженер. Не задумываетесь о чем-то еще, кроме гонок? Инженерной или тренерской работе, менеджменте, руководстве?

— У нас в команде пять опытных пилотов, и если в молодости мы в основном крутили гайки, то теперь понемногу переходим к более сложным инженерным задачам. После каждого ралли-рейда мы проводим техническое совещание, на котором решаем, как нам развиваться дальше. Создаем план по совершенствованию автомобиля. В технических видах спорта без этого никуда. Потом приступаем к испытанию новых узлов. Какие-то идеи приживаются, от каких-то отказываемся. Поле деятельности тут бесконечно.

— Но карьеру гонщика завершать не собираетесь?

— Нет. Мне все нравится, главное — чтобы организм выдерживал нагрузки. Но пока есть реакция и острота зрения — продолжу состязаться. 

Для справки

Банк ВТБ выступает генеральным спонсором раллийной команды «КАМАЗ-мастер» с 2005 года. На счету российской команды 17 побед в легендарном ралли-марафоне «Дакар».


Поделитесь с друзьями:
Facebook Вконтакте Твиттер Одноклассники LiveJournal МойМир Google Plus Эл. почта
Подписаться на новости раздела «Спорт»
Материалы по теме

20 января 2020

<p>Главные итоги ралли-рейда «Дакар-2020»</p>
КАМАЗ покорил четвертую часть света

Главные итоги ралли-рейда «Дакар-2020»

18 декабря 2017

<p>
	 Сможете ли вы отделить высказывания знаменитых автогонщиков от слов великих писателей, политиков и деятелей искусства?
</p> Тест: кто это сказал?

Сможете ли вы отделить высказывания знаменитых автогонщиков от слов великих писателей, политиков и деятелей искусства?

18 ноября 2016

Семикратный чемпион «Дакара» — о принципах, по которым он живет и добивается успеха Правила жизни Владимира Чагина
Семикратный чемпион «Дакара» — о принципах, по которым он живет и добивается успеха
Новости