Великие русские художницы

17 ноября 2020

Пять историй

Любовь, эмиграция, разлука с детьми и посмертная слава: как складывались судьбы русских художниц, о которых можно было бы снимать кино.

 

01_Великие русские художницы
«Человек + воздух + пространство», Любовь Попова, 1912 год

История авангардистки, которая вдохновлялась живописью Древней Руси

Любовь Попова родилась в 1889 году в Подмосковье, в семье владельца суконных фабрик. В юности девушка переехала в семейный особняк в Москве, где училась в гимназии Арсеньевой на Пречистенке и брала частные уроки в художественной школе. 

Лето 1909 года Любовь проводит в Киеве, где увлекается древнерусской живописью. Спустя пару лет художница отправляется в путешествие по древним русским городам: Псков, Ярославль, Новгород, Ростов Великий, Суздаль.

Обучение живописи Любовь продолжает в Италии и Франции. По возвращении в Россию в 1913 году Попова занимается в студии конструктивиста Владимира Татлина — того самого автора грандиозного проекта памятника III Коммунистическому интернационалу, который так и не воплотился в жизнь. 

В последующие годы художница заводит дружбу с Казимиром Малевичем. Благодаря ему начинает увлекаться супрематизмом, вступает в объединение авангардистов «Супремус» и отправляется с другими художниками в творческую артель в селе Вербовка Киевской губернии. 

02_Великие русские художницы
Художницы Варвара Степанова и Любовь Попова, 1920-е годы © tatlin.ru

В 1916—1918 годах Попова создает цикл картин «Живописная архитектоника». В нем четко прослеживается ее авторский вариант беспредметной живописи, в котором сочетаются принципы традиционной древнерусской живописи и современные приемы авангарда. В этих картинах много динамики, ритма и ярких цветов.

Летом 1919 года Любовь Попова вместе с мужем — историком искусства Борисом фон Эдингом — покидают Москву и уезжают на юг, в Ростов-на-Дону. Там они оба заболевают тифом, супруг умирает. Немного оправившись от болезни, художница возвращается в ноябрьскую Москву, где долго не может начать работать.

С 1920-го Попова занимается сценографией, смело смешивая стили модерн и ар-деко. Среди работ — эскизы занавеса и кукол для спектакля «Сказка о попе и работнике его Балде», а также оформление спектакля «Канцлер и слесарь» по пьесе Луначарского. Позднее Попова оформляет несколько спектаклей для мастерской Мейерхольда. Один из них — «Великодушный рогоносец» по пьесе Кроммелинка — становится шедевром авангардной сценографии. 

С 1920 года художница преподает во Всесоюзных художественно-технических мастерских (знаменитый ВХУТЕМАС на Кузнецком Мосту в Москве), посещает секцию монументального искусства под руководством Василия Кандинского в Институте художественной культуры и параллельно разрабатывает рисунки текстиля для ситценабивной фабрики.

В мае 1924-го Любовь Попова умирает от скарлатины — на два дня позже своего сына. Похоронена на Ваганьковском кладбище.

03_Великие русские художницы
Выставка Любови Поповой в Салониках, 2019 год © Heritage Art Foundation

В конце 60-х годов прошлого века картины Поповой никто не покупал, в середине же 80-х ее работы расходились уже за 40 тысяч долларов. Об этом рассказывал Леонид Закс, владелец одной из старейших коллекций русского авангарда.

В июне 2007-го картина Любови Поповой «Бирский пейзаж» продается на аукционе MacDougall`s за 1 млн долларов. Рекордная продажа состоялась в ноябре того же года на Sotheby`s, где «Натюрморт с подносом» ушел за 3,5 млн долларов. 

Сейчас картины Любови Поповой хранятся в Третьяковской галерее, Государственном Русском музее, Национальной галерее Канады, Художественном музее имени Сурикова в Красноярске, в музее Тиссена-Борнемисы в Мадриде, а также в частных коллекциях по всему миру. 

 

04_Великие русские художницы
«Внутренний вид женского отделения Петербургской рисовальной школы для вольноприходящих», Екатерина Хилкова, 1855 год

Художница, нарисовавшая «документ эпохи»

Екатерина Хилкова родилась в 1827 году в Тамбове. Данных о ее жизни сохранилось мало — известно лишь, что Хилкова училась на женском отделении Петербургской рисовальной школы как вольнослушательница. Официальное право учиться там женщины получили только в 1893 году.

Во время учебы Хилкова написала картину «Внутренний вид женского отделения в Петербургской рисовальной школе для вольноприходящих» (1855). По мнению историков, это полотно — интереснейший документ эпохи, показывающий, как русские барышни учились изобразительному искусству.

За эту картину художница получила серебряную медаль. Обозреватель журнала «Отечественные записки» отмечал, что Хилкова «показала большое знание условий комнатной перспективы». Сейчас это полотно хранится в Русском музее. 
Екатерина Хилкова в разные годы участвовала в выставках Императорской Академии художеств, а с 1876 года упоминания о ее жизни исчезают.

 

05_Великие русские художницы
«Город ночью», Александра Экстер, 1913 год 

Французская киевлянка, сбежавшая в Венецию

Художница-авангардистка Александра Экстер родилась в 1882 году в Гродненской губернии, в раннем детстве переехала в Киев, но большую часть жизни провела во Франции. Экстер считается яркой представительницей русского авангарда и одной из основоположниц стиля ар-деко. 

В юности поступила вольнослушательницей в Киевское художественное училище, но вскоре бросила учебу, выйдя замуж за своего двоюродного брата, адвоката Николая Экстера. Их киевский дом стал излюбленным местом встреч художников и других представителей авангарда.

В 1907 году художница уехала в Париж, чтобы учиться в академии Гранд-Шомьер. Во Франции Александра заводит дружбу с Пабло Пикассо, участвует в большинстве самых значимых европейских выставок авангардного искусства. В 1915—1916 годах Экстер, как и Любовь Попова, работает в артели села Вербовка.

Возможно, именно Экстер была автором одного из первых портретов поэтессы Анны Ахматовой. Точных подтверждений этому нет, но имя Экстер упоминается в рассказах поэтессы. «Я несколько дней позировала художнице Экстер; как-то он [Владимир Маяковский] пришел в ее мастерскую, застал меня, и мы перекинулись какими-то словами», — приводит слова Ахматовой в статье «От Фонтанки до Сицилии» критик Исаак Эвентов.

06_Великие русские художницы
Эскиз костюма женщины в юбке с фижмами, Александра Экстер, 1924 год

После смерти мужа в 1918 году Экстер открывает мастерскую декоративно-прикладного искусства в Киеве, готовит эскизы костюмов для балерины Брониславы Нижинской — сестры великого танцора Вацлава Нижинского.

В 1920 году Александра выходит замуж во второй раз — за драматического актера Георгия Некрасова и переезжает в Москву. В столице художница начинает работать с текстилем и даже участвует в разработке парадной формы для Красной армии. Кроме того, Экстер вместе с другими авторами оформляет советский павильон на XIV Международной биеннале искусств в Венеции. В 1924 году они с супругом поедут на биеннале — и в Советский Союз больше не вернутся. 

Семья художницы вполне успешно устраивается в Париже: Александра преподает в Академии современного искусства в Париже, выставки ее работ проходят по всей Европе и даже в Нью-Йорке. В начале 40-х Экстер работает над уникальными рукописными книгами, в том числе создает книги-раскладушки о природе для детей. 

После войны Александра Экстер живет бедно. Сначала умирает ее муж, а весной 1949 года — и сама художница. Ее работы хранятся в музеях и частных коллекциях по всему миру: во Франции, Германии, России, Австрии, Новой Зеландии, Швеции, Америке. 

 

07_Великие русские художницы
«Встреча», Мария Башкирцева, 1884 год

Художница, которая вела поэтичный дневник

Художница Мария Башкирцева прославилась в том числе благодаря своему дневнику, которым зачитывались Марина Цветаева, поэт Валерий Брюсов и другие творцы. 

Башкирцева родилась в 1858 году в Полтавской губернии, в семье местного предводителя дворянства. После развода родителей 12-летняя Мария уезжает с матерью в Европу. 

Благодаря полученному образованию и жизни в Европе Башкирцева прекрасно говорила на нескольких языках, рисовала, пела. «Пропорционально сложенная, с прекрасными чертами кругловатого лица, со светло-белокурыми волосами, с темными, как будто сжигаемыми мыслью глазами… Все в этом милом ребенке обнаруживало выдающийся ум» — так описывал девушку поэт Франсуа Копе.

С двенадцати лет Мария ведет дневник на французском языке, очень откровенный и эмоциональный. Дневник занимает более сотни исписанных вручную тетрадей — на их страницах Башкирцева делится переживаниями, тревогами и радостями, которые случаются в жизни юной художницы. 

08_Великие русские художницы
«Дождевой зонт», Мария Башкирцева, 1883 год

В 16 лет Мария заболевает туберкулезом. В 1877 году, несмотря на болезнь, девушка поступает в единственное учебное заведение в Париже, где женщин учили рисовать, — Академию Жюлиана. Спустя год ее работы получают золотую медаль на Салоне среди ученических работ. Оригинальные картины Марии Башкирцевой сейчас огромная редкость: большая их часть была утеряна во время Второй мировой войны.

Мария Башкирцева скончалась от туберкулеза в возрасте 25 лет. Похоронена на парижском кладбище Пасси, где в семейном мавзолее хранятся ее мольберт, мебель и несколько картин.

В начале XX века дневники Башкирцевой были переведены на многие языки мира, в том числе на русский. Поэтесса Марина Цветаева посвятила «блестящей памяти» Башкирцевой свой первый сборник стихов «Вечерний альбом». 

 

09_Великие русские художницы
«За туалетом», автопортрет Зинаиды Серебряковой, 1909 год

Художница, которую разлучили с детьми на 36 лет

Зинаида Серебрякова — одна из самых известных русских художниц. Она родилась в 1884 году в Курской губернии в творческой семье — ее дедушкой был «архитектор Петергофа» Николай Бенуа. 

Зиму семья проводила в петербургской квартире деда неподалеку от Мариинского театра, летом отправлялась в имение Нескучное. Там Зинаида познакомилась с будущим мужем — своим двоюродным братом Борисом Серебряковым, студентом Института путей сообщения.

В 1900 году художница поступила в Петербургскую художественную школу княгини Марии Тенишевой. После Зинаида едет в двухлетнее путешествие по Италии. Вернувшись в Россию, учится у художника Осипа Браза — некоторые современники считали его одним из лучших портретистов.

В 1905—1906 годах Зинаида учится в парижской Академии де ла Гранд Шомьер в Париже, после чего возвращается в Нескучное. Там у семьи Серебряковых рождаются первые сыновья. Зинаида погружается в воспитание детей, но продолжает много работать, вдохновляясь природой и простой деревенской жизнью. 

Широкую известность Серебряковой принес автопортрет («За туалетом», 1909, хранится в Третьяковской галерее). 1914—1917 годы — время расцвета ее творчества. Зинаида пишет «деревенскую» серию картин: «Крестьяне», «Жатва», «Беление холста». 

10_Великие русские художницы
«Карточный домик», Зинаида Серебрякова, 1919 год

Жизнь Серебряковых нарушила революция и Гражданская война. Из Нескучного пришлось бежать в Харьков. Там Зинаида устроилась в Археологический музей рисовать экспонаты, дома продолжала писала углем и карандашом — на масляные краски не было денег. В этот период она рисует картину «Карточный домик», которую многие называют самой трагичной работой Серебряковой. В марте 1919 года Зинаида становится вдовой: Борис умирает от тифа.

Зимой 1920 года художница с четырьмя детьми и матерью переезжает в Петроград, в квартиру деда Николая Бенуа. В небольшой комнате с балконом устроили мастерскую для Зинаиды. Обогревались буржуйкой, дома ходили в пальто: денег на отопление не было. 

Позже, уже в другой квартире, Серебряковых «уплотнили», подселив к ним искусствоведа Сергея Эрнста и художника Дмитрия Бушена. Благодаря им старшая дочь Татьяна начала заниматься балетом, а Серебрякова получила возможность наблюдать за миром закулисья Мариинского театра. В те годы Зинаида пишет пастелью серию балетных сцен, но денег все равно не хватает: ей приходится за копейки распродавать старые работы. 

11_Великие русские художницы
«Балетная уборная. Снежинки», Зинаида Серебрякова, 1923 год

Летом 1924 года Серебрякова получает заказ на большое декоративное панно в Париже. Она оставляет детей со своей матерью и уезжает во Францию. Зинаида планировала проработать несколько месяцев — но осталась в вынужденной эмиграции до конца жизни. 

В Париже художница живет бедно, мало с кем общается и очень скучает по детям. В годы войны ради собственной безопасности Зинаида вынуждена отказаться от советского гражданства. После этого, несмотря на то что Серебрякова никогда не позволяла себе антисоветских высказываний, ей запрещают переписку с родными, оставшимися в Советском Союзе. 

В 1928—1929 и 1932 годах Серебрякова работает в Марокко. Во время двух поездок она делает около 60 набросков и этюдов: Атласские горы, арабы в ярких одеждах, кочевники, Марракеш и Касабланка. Поездку оплачивал бельгийский меценат барон Жан де Броуэр, поставив условие: после путешествия он заберет себе несколько работ.

12_Великие русские художницы
«Солдат сенегалец», Зинаида Серебрякова, 1928 год

Во времена хрущевской оттепели Серебряковой разрешили общаться с семьей. В 1960 году, после 36 лет разлуки, к ней в Париж приезжает дочь Татьяна, ставшая театральной художницей. 

«Тата горячо уговаривала меня вернуться в СССР, но я и думать не могу снова “пересадиться” в чуждый мне мир… хотя и тут, в Париже, нам бесконечно трудно живется», — пишет об этом времени Зинаида своему другу, художнику Евгению Климову.

В 1966 году в Москве, Ленинграде и Киеве состоялись большие выставки работ Серебряковой: в те годы советские власти задумали вернуть из эмиграции лучших представителей искусства. Серебрякова становится популярной на родине, альбомы с ее картинами печатают миллионными тиражами, молодые художницы копируют не только стиль ее живописи, но даже манеру одеваться. 

К концу жизни Зинаида Серебрякова получила признание на родине, но в Советский Союз так и не вернулась. Художница умерла в 1967 году в Париже в возрасте 82 лет. 

Для справки

Работы этих и других авторов из России сейчас экспонируются (по 5 апреля 2021-го) на выставке «Божественные и авангардные. Женщины в русском искусстве» в Палаццо Реале в Милане. В контексте этой темы живопись, скульптуру, иконы и фарфор для выставки предоставил Государственный Русский музей. Экспозиция позволяет зрителю проследить эволюцию русского искусства и разнообразие авторских выражений с начала XVI до середины XX века. Официальный спонсор выставки — банк ВТБ.


Поделитесь с друзьями:
Facebook Вконтакте Твиттер Одноклассники LiveJournal МойМир Google Plus Эл. почта
Подписаться на новости раздела «Культура»
Материалы по теме

13 ноября 2020

<p>Банки супа «Кэмпбелл», фильтры для «Инстаграма» и другие легендарные истории </p>
Великий Энди Уорхол

Банки супа «Кэмпбелл», фильтры для «Инстаграма» и другие легендарные истории 

20 октября 2020

<p>4 удивительные истории из мира искусства</p>
Картины, которые изменили все

4 удивительные истории из мира искусства

13 апреля 2020

<p>Как трансформировалось и развивалось искусство под влиянием эпидемий, войн и революций</p>
Музы не молчат

Как трансформировалось и развивалось искусство под влиянием эпидемий, войн и революций

Все новости