Монологи о Петергофе

8 ноября 2019

О мировой столице фонтанов без купюр

Петергоф задумывался Петром I как памятник воинской славы в честь победы в Северной войне. Дворец и оба парка и сегодня поражают гостей красотой, что уж говорить о XVIII веке. Но мировой столице фонтанов было суждено дважды стать военным памятником. Когда в 1947 году по Невскому проспекту на открытом грузовике провезли восстановленную статую Самсона, бесследно пропавшую из Петергофа во время его оккупации фашистскими войсками, ленинградцы плакали. 

 

Монологи о Петергофе
Елена Кальницкая
Генеральный директор ГМЗ «Петергоф»

Посетители

Петергоф прочно занимает лидирующее место по количеству посетителей в рейтинге музеев России. Более того, в этом году мы попали в десятку ведущих музеев мира по посещаемости, заняли 8-е место. Сразу хочу оговориться: в моем понимании посещаемость не является критерием успешности. Очень трудно сравнивать ландшафтный музей и художественный. В ландшафтные музеи во всем мире людей приезжает больше. Мы отсчет посетителей ведем только по Нижнему парку. У нас электронная система входа, поэтому мы точно знаем, сколько людей приехало. Это, кстати, очень любопытно. Можно вспомнить дореволюционные времена, тогда считали экипажи, которые прошли через городскую заставу. Это не давало объективную цифру, в экипажах могло ехать по несколько человек, люди приезжали морем, приходили пешком. Сегодня если человек приезжает и посещает три музея, то его не считают три раза. Есть люди, которые приезжают только в парк, а в музеи не идут. Очень разные люди приходят с очень разными настроениями. Кстати, Петергоф был очень посещаем с момента начала своей музейной жизни. Когда произошла революция, в первый год прошло 1500 посетителей. Но тогда совершенно другие мотивы были, люди ехали посмотреть, как жили цари. И это была огромная цифра, остальные музеи так не посещались. Сегодня у каждого музея есть (я хоть и не люблю это слово) бренд. В Петергоф приходят смотреть фонтаны, в Царское Село – Янтарную комнату. Мы еще только учимся справляться с огромным количеством людей. Сейчас для нас время совсем непростое, потому что стали говорить о том, что надо увеличивать туристический поток в Петербург, и даже звучат цифры: с 8 миллионов человек до 12. К этому надо готовиться. Мне даже иногда удивительно, когда решения такие принимаются. Надо же их обсуждать с нами, мы практики и понимаем, что наш Большой дворец свыше 7000 посетителей в день выдержать не может. Ведь это наше культурное наследие, которое надо очень бережно хранить.

Династия

Петр строит себе дворцы, строит резиденции загородные. Дальше делит вот этот участок петергофской дороги, раздает земли своим приближенным на дачи. Что такое дача? Слово «дача» происходит от «давать». Он дал им землю, они построили дачи. Это были летние резиденции. Вот Меншиков, который был у него на особом счету, в Ораниенбауме имел четыре резиденции. Меншиковский дворец был ни на что не похожим, это был дворец неровня петровскому. У него было исключительное положение, исключительная должность! Он был губернатором Петербурга. Петра не стало. Ни шатко, ни валко проходят 30 лет. Елизавета Петровна живет в Монплезире, тут ей хорошо, тут ей комфортно, ей все нравится. Но у нее уже гложет душу, что-то ее мучает: надо расширять, нужны балы, нужны приемы, «веселая царица была Елисавет», вспомните Алексея Толстого. Она расширяет Большой дворец, но делает это предельно корректно, оставляет центральную часть нетронутой, строит крылья и церковный корпус. Екатерина II, самая мудрая правительница, она Петергоф не любит, она тут свергала мужа с престола. Но она понимает, что здесь ничего нельзя трогать, это мемориал, и она отходит в сторону. Здесь все замерло. Екатерина умирает в 1796 году, приходит Павел. Начинает что-то менять, во первых, Самсона ставит, знаменитую статую Козловского (сегодня у нас послевоенный вариант), до этого был другой Самсон. Но Павел в 1801 году отправляется в лучший мир, и через несколько десятилетий все строительство уходит в Александрию, рядом. Это парк семейного отдыха Николая I. Там он строит Коттедж, его личный дворец, почти полностью сохранившийся. Александр II, его старший сын, вырос в Петергофе, он его обожает. Коттедж – это имение родителей, это святая святых. Его в свое время поселили мальчиком на ферме, сделали ему там комнатки, потом он строит свой Фермерский дворец, это его резиденция. Александр III был не петергофский человек, хотя жил в Коттедже, у него были свои апартаменты, он ничего в Петергофе не построил, переехал в Гатчину. А для Николая II строится Нижняя дача. XIX век, императоры: Николай I – Коттедж, Александр II – Фермерский дворец, Александр III – гость, Николай II – Нижняя дача. Три дворца построены, три идеологии, дворцы, как портреты владельцев. Это редчайший случай. Поэтому, когда произошла революция, умные люди, а их тогда все-таки было достаточно, из старой интеллигенции, писали и говорили о том, что только Петергоф может показать всю русскую историю. У нас здесь каждый правитель представлен своим характером, сердцем своим, своей душой. И если внимательно изучать историю Петергофа, то можно очень многое понять про этих людей, чего раньше не понимал.

 

Монологи о Петергофе
Сергей Бондарев
Хранитель музейных предметов Большого дворца ГМЗ «Петергоф»

Фонтаны

Мысль о фонтанной резиденции Петр I поистине выстрадал. Он читал, он ездил. Три заграничных путешествия, в каждом из которых он видел немало резиденций европейских монархов. Тут уже стоял дворец, был разбит сад, поставлены скульптуры. Петр отклонял проект за проектом. Ему всерьез предлагали в Верхнем саду вырыть колодец, запрячь четверку лошадей, которая бы поднимала воду наверх. Но Петр Алексеевич понимал, что воды хватать не будет, ее будет мало.

Вообще Петергофом должна была стать Стрельна, именно ей отводилась роль масштабной загородной резиденции, которая прославляет государство и первое лицо. Петергоф должен был стать закрытой резиденцией, личной. 1720 год, в Стрельне и в Петергофе идут поиски путей создания фонтанной декорации. Как оказался Петр в 20 километрах выше от Петергофа, точно неизвестно: была ли это экспедиция, или он остановился у своего сподвижника Ромодановского. Факт остается фактом: Петром были найдены Ропшинские источники. В Стрельне замораживается строительство. Хотя там уже был поставлен дворец. Фонтанные трубы перевозят в Петергоф. И начинается рытье каналов. Это сооружение было прорыто за символические девять месяцев, основные работы пришлись, как в нашем отечестве водится, на осенне-зимний период. Солдаты, стянутые с фронта Северной войны, буквально вгрызались в промерзлую землю и давали ход воде. 8 августа (по старому стилю) 1721 года вода оказалась в Петергофе. Фонтаны заработали. В 2021 году мы будем праздновать 300-летие фонтанной системы.

Праздники

При Петре здесь, на территории Нижнего парка, был создан Иллюминационный двор, там проводили глобальные мероприятия, устанавливали так называемые потешные огни. Есть воспоминания. В середине XIX века в Россию приезжал английский дипломат. Он обругал все, что видел: и царь – деспот, и все мы, наши предшественники, играем такую роль при деспоте, но, когда он приехал в Петергоф на праздник, превратился в восторженного ребенка. Он рассказывал, что «в полночь нас пригласили из дворца в Нижний парк, и, когда я вышел, там было светло как днем». В парке были установлены мириады иллюминационных стеклянных плошек, шкаликов, наполненных воском.

 

Монологи о Петергофе
Павел Петров
Заведующий отделом музейных исследований ГМЗ «Петергоф»

Решение о восстановлении

Дискуссия на тему, как следует воссоздавать исторический памятник, возникла во второй половине 1940-х годов. Обсуждалось два возможных подхода: первый – поскольку дворец, по сути, утрачен, фасады будут воссозданы, а вот интерьеры можно перепланировать с тем учетом, что в Большом дворце, как предполагалось, будет находиться дом отдыха. Было составлено несколько проектов, около пяти, авторы которых произвели такую перепланировку. Другой подход, представленный, прежде всего, архитектором Николаем Николаевичем Белеховым, отстаивал точку зрения, согласно которой восстанавливать нужно по первоначальному варианту, ни в коем случае нельзя нарушать историческую планировку. Победила вторая точка зрения. Результатом стало известное постановление Совмина СССР от 14 сентября 1948 года за подписью Сталина, где говорилось, что Большой дворец следует восстановить как исторический памятник, воссоздать фасады и ряд интерьеров.

Когда мы говорим о возвращении изначального состояния объекта, нужно помнить, что в ходе эксплуатации зачастую добавлялись новые элементы. Например, одно время у Римских фонтанов дно было выложено мраморными плитами, в XIX веке решили облегчить задачу по ремонту и дно заасфальтировали. Повсеместно применялись новые материалы. Это считалось нормальным. Кладка Морского канала долгое время оставалась свайной, в середине XIX века ее заменили на кирпичную, а уже в начале 1960-х годов – на гранитную, ее сделали еще более долговечной.

Реставрация интерьеров

Существуют комнатные описи всего имущества, которое находится в помещении. Они есть у нас в архиве, составлены очень подробно. Что касается внешнего вида, то зачастую используются акварели, их тоже сохранилось немало. Не на все помещения, конечно. Проблема во время послевоенной реставрации была в том, что фотографии, которые делались в 1920–1930-е годы, уже в советский период, были черно-белыми. Один из первых директоров, Архипов, работал тут после войны как консультант, писал обширные исторические справки по всем объектам. Он помнил, естественно, довоенное состояние. Это был очень ценный консультант.

Что касается реставрации парков, то существуют исторические планы, где зафиксированы сами посадки. Вот план Сантелера 1770-х годов, это трехмерное изображение, на котором неплохо прорисованы деревья.

Оккупация

Петергоф, в отличие от Гатчины или Царского Села, был прифронтовой полосой, по сути – линией фронта, населения здесь не было. 23 сентября из города жителей вывели, числа 25–26 сентября организованно отправили в район Гатчины. Город остался пустой, здесь находились только немецкие части. Мы знаем о судьбе города по фотографиям немецких солдат и офицеров, которые периодически всплывают в различных коллекциях. Существует много фронтовых альбомов. Их выкладывают в Сеть или продают. Музею подарили целую серию таких фотографий, на них довольно подробно можно видеть состояние Петергофа в момент оккупации. Нужно понимать, что систематически территория города обстреливалась советской артиллерией, здесь же находились немецкие войска. Цели назначались на ориентиры, Большой дворец иногда фигурировал как такой ориентир. Это было неизбежно. Немцы находились здесь вплоть до 19 января 1944 года, они были вынуждены оставить город, когда произошел прорыв блокады советскими войсками. Город находился в оккупации более двух лет. Большой дворец оказался сильно разрушен, чуть лучше сохранились крылья, корпус под гербом и церковный корпус. Сильно пострадал дворец Марли, значительно разрушен павильон «Эрмитаж», дворец Монплезир пострадал в меньшей степени.

Мины

Мин было много. Разминирование проходило в несколько этапов. Первый состоялся весной – летом 1944 года. 23 мая прошло разминирование района от Знаменки к Стрельне. 22 июня – сплошное разминирование всего Петергофа, от залива и до вокзала. Этим занимались инженерные части Балтийского флота. По разным оценкам, было извлечено 50 000 припасов: мины, снаряды, фугасы. Уже потом, в ходе дальнейшей реставрации, например, в 1946 году, когда вводили в строй первую очередь фонтанов, проводилось повторное разминирование: исследовались все трубопроводы. На дне прудов и сегодня иногда находят мины и снаряды.

 

Монологи о Петергофе
Олег Ганцев
Экскурсовод ГМЗ «Петергоф»

Природа Нижнего парка

Ели растут у нас очень быстро, среда для них плодородная. Досадно, когда с ними приходится расставаться, они иногда начинают затенять. Елочки стараемся подстригать, чтобы они выглядели как во французском регулярном парке, строго, но и от романтичных уголков отказываться не хочется. Это целая научная работа – сотворить аутентичный образ французского парка в XXI веке. Каждое дерево имеет облик и статус, даже когда прореживают ветви два раза в год, то такие работы согласовываются как реставрационные.

Белочки – еще одна иллюстрация природы Петергофа. Они здесь живут в совершенно естественных условиях. Они не музейные: вольны прийти, вольны уйти. Мы их считаем дикими животными, но при этом они почти ручные. Их очень много, живут семействами, угощаются охотно орешками, съедают не все, многое прячут в тайничке и этим спасаются зимой. И надо видеть их радостные глазки, когда первые туристы приходят весной в парк. Пару сезонов назад в запруде около фонтана «Елочки» внезапно появилось семейство ондатр. Одно лето они пожили, радовали глаз, как отдельный аттракцион. Туда приходили туристические группы, любовались ими. Не каждый день вживую ондатру в дикой природе наш гражданин может увидеть, так что это было приключение. В 2006 году откуда-то появился лосенок. Возможно, бедняжка отбился от семьи и мигрировал вдоль берега залива, но сотрудники МЧС его спасли. Выдра как-то водилась у самого берега Финского залива, хотя лично я ее не видел, это со слов коллег. Белочки – главное!

Конвенция

Почему так точно хочется воссоздать то, что было до войны? Прежде всего, некоторый символ, символ побед, одержанных в начале XVIII века русскими войсками под Полтавой. Возрождавшийся после Великой Отечественной войны Петергоф обрел второй символ победы над безумием нацистской Германии, охватившим мир в середине XX века. Когда на фоне еще разрушенного дворца взметнулась ввысь струя фонтана «Самсон», в сердцах жителей этого города, гостей Петродворца ожила надежда на то, что утраченное в середине XX века удастся возродить. Сегодня мы гордимся даже тем, что процентов на 90 эта надежда себя оправдала. Хотя мы не забываем уроки истории, и в парке, и в музеях неизменно присутствуют фотографии, иллюстрирующие кошмары ушедшего века.

Музей

Петр, думается, не вполне разделял славу Отчизны и свою собственную. Для него это было единым, в этом смысле Петергоф стал памятником мощи новой Российской империи. Формально в XVIII веке, в пору правления преемниц Петра I, Нижний парк был местом уединенного отдыха императоров. Серьезнейшим образом ситуация изменится при Николае I. Он взойдет на трон в 1825 году, практически тут же подарит своей супруге территорию в парке Александрия, как личный подарок мужа жене парк станет частным. И именно тогда в Нижний парк открывается вход для дворян. До 1917 года Петергоф в некоторой мере уже обретает черты музея. И надо отдать должное первому десятилетию юной советской власти: каких-то заметных серьезных повреждений, хоть сколько-нибудь сравнимых с повреждениями времен Второй мировой войны, Петергоф не претерпел.

Памятник

Петергоф – это памятник, иллюстрирующий момент, который мы еще, наверное, до конца не осознали. Это память о том, что сделал Петр I. Он не только реформировал страну в начале XVIII века, он еще открыл ее Европе, навсегда изменив. Россия стала успешным, активным участником европейской политики благодаря реформам Петра. В этом смысле Петергоф – памятник той новой культуры, которую создавал Петр I. Он не просто переносил образец Европы на российскую почву. Он, синтезируя западноевропейскую и восточную культуры, создавал нечто невиданное до тех пор. 


Для справки

С 2011 по 2019 год Банк ВТБ принял участие в финансировании проектов ГМЗ «Петергоф»:

  • бронзовая скульптура апельсинового дерева;
  • сценическое оборудование и драпировка Белого зала;
  • игровое оборудование для комнаты в Детском центре;
  • убранство Церковного павильона Меншиковского дворца;
  • реставрационное оборудование для мастерской «Графика»;
  • оборудование в редакционно-издательский отдел;
  • драпировка «Штукатурного покоя» Китайского дворца.

Поделитесь с друзьями:
Facebook Вконтакте Твиттер Одноклассники LiveJournal МойМир Google Plus Эл. почта
Подписаться на новости раздела «Культура»
Материалы по теме

19 июля 2019

<p>
	 История жизни одного из самых необычных русских художников XX века
</p>
 Романтик ушедшей эпохи: Константин Сомов

История жизни одного из самых необычных русских художников XX века

8 июля 2019

<p>Рассказ о великих покровителях искусства</p>
Четыре мецената и Гай Цильний Меценат

Рассказ о великих покровителях искусства

20 июня 2018

<p>
	 История отца русского балета — Мариуса Петипа
</p>
 Основатель империи

История отца русского балета — Мариуса Петипа

Все новости