7 загадок Альбрехта Дюрера
26 ноября 2021
Расшифровываем символы на знаменитых гравюрах
Некоторые гравюры Альбрехта Дюрера могут быть похожи на бытовые зарисовки, но только если не знать, что художник — великий символист. Что кроется за сценой мытья в бане? Так ли невинен сон? О чем говорит фигура рыцаря в лесу и зачем в келье святого — лев? Ищем ответы на эти вопросы перед выставкой в Эрмитаже к 550-летию художника.
«Меланхолия I»
Альбрехт Дюрер. «Меланхолия I»,1514 год © Public Domain
Эта гравюра считается одновременно самой загадочной и наименее расшифрованной из всех работ Дюрера. Она состоит из символов, некоторые из которых не разгаданы до сих пор.
Вопросы начинаются уже с названия, которое написано на самой гравюре — Melencolia I. Никто не знает, что означает символ «I» и для чего он нужен. Есть версии, что это должна быть первая работа из цикла, но нигде не появлялись сведения о работе Дюрера над другими «Меланхолиями».
Еще одно объяснение: Дюрер изображает «меланхолию первого типа» — в Средние века была популярна классификация типов характера. А третья версия говорит о том, что знак «I» — это сокращение от слова ire — «отпускать», и тогда смысл названия — «Меланхолия, уйди».
Одним из самых известных символов с этой гравюры стал магический квадрат — комбинация из чисел в правом верхнем углу. Дюрер стал первым из европейских художников, которые изображали этот знак. В магическом квадрате сумма в любой линии — горизонтальной, вертикальной и диагональной — всегда будет равняться 34. Считается, что он символизирует познание высших тайн. В гравюре есть и другие символы, которые говорят о том же — лестница в небо, ключи, книга.
Второй самый загадочный предмет на гравюре — многогранный монолит слева. Эта фигура получила свое название в геометрии — многогранник Дюрера, а о его значении и строении до сих пор ведутся споры.
«Четыре всадника Апокалипсиса»
Альбрехт Дюрер. «Четыре всадника Апокалипсиса», 1497–1498 годы © Public Domain
К 1500 году Европе предрекали конец света, а в 1498-м Дюрер создал эту гравюру. Она стала одной из самых известных гравюр Дюрера и почти полностью отражает текст Библии. Четыре всадника олицетворяют бедствия, которые сулит Апокалипсис.
В центре композиции изображен Голод — он крупный и упитанный, сразу цепляет взгляд. В руках у него весы, которые, скорее всего, символизируют ростовщичество. Два всадника за ним — это Война и Чума. У Войны в руках меч, а у Чумы — лук. Оба мужчины написаны не как европейцы, а как представители восточных народов — в то время у соотечественников Дюрера Апокалипсис часто ассоциировался с османами или турками из-за их разрушительных нападений. Ближе к переднему плану мы видим Смерть — старый и костлявый всадник с трезубцем. Он скачет последним.
«Сон»
Альбрехт Дюрер. «Сон», 1498 год © Public Domain
Эта гравюра — аллегория на тему лени, что подчеркивает ее второе название — «Искушение лентяя». Во времена Дюрера считалось, что дневной сон распаляет похоть и ведет ко греху.
Мы видим дьявола, похожего на крылатого дракона — он готов вдохнуть в спящего человека искушение. Амур на ходулях говорит о том, что происходящее здесь только кажется невинной игрой, а на самом деле приводит человека в объятия дьявола.
Обнаженная женщина — это одновременно Афродита и Ева. У Дюрера эти два образа тесно сплетены: у них один и тот же атрибут — яблоко, которое лежит на печке и напоминает об искушении. Тело тоже считалось греховным, поэтому изображали так, чтобы не вызывать ассоциаций с чувственной красотой. Дюрер первым начинает изображать тело натуралистично: мы видим не мраморную статую, а настоящее женское тело.
«Рыцарь, смерть и дьявол»
Альбрехт Дюрер. «Рыцарь, смерть и дьявол», 1513 год © Public Domain
При первом взгляде на гравюру кажется, что это обычная иллюстрация к средневековой балладе. Но все не так просто. На заднем фоне мы видим скалу, которая символизирует сложный путь, а замок на вершине считается Царствием Небесным — концом пути любого человека. Самого рыцаря характеризуют две детали: собака у его ног — символ верности, и дубовые листья в гриве лошади — символ силы духа.
Позади рыцаря виднеется Смерть. Она держит песочные часы — символ скоротечности времени. Идея гравюры в том, что человек, который верен своему пути, не остановится ни перед смертью, ни перед своими пороками в лице дьявола.
«Адам и Ева»
Альбрехт Дюрер. «Адам и Ева», 1504 год © Public Domain
Взгляд зрителя чаще всего концентрируется на фигурах людей, но самое интересное следует искать в их окружении, а точнее — в животных. Кошка, кролик, бык и лось — это четыре типа темперамента. Каждый из них отвечает за предрасположенность к определенным грехам.
Кошка символизирует холериков. Они подвержены гневу и гордыне. Кролик — это сангвиники, их грех — похоть. Бык — флегматизм, а значит — уныние и чревоугодие. Лось же отвечает за меланхолию, которая влечет за собой жадность и отчаяние.
Змей и попугай противопоставляются друг другу. Змей — традиционно зло и искушение, он обвивает ветви Древа познания. Попугай сидит на Древе жизни и символизирует благожелательность и мудрость. Последнее животное — мышь у ног Адама, которая говорит о его наивности.
«Мужская баня»
Альбрехт Дюрер. «Мужская баня», 1496 © Public Domain
Эта гравюра похожа на простую бытовую зарисовку: мужчины моются в бане. Но у Дюрера, конечно, ничего простого нет. Считается, что эти мужчины — сам Дюрер со своими друзьями. Художник располагается слева — облокотился на деревянный столб с краном. На переднем плане — братья Паумгартнер, гуманисты и товарищи Дюрера, а справа с кружкой — еще один гуманист Виллибальд Пиркгеймер.
Многие исследователи идут дальше и видят в мужчинах все те же четыре темперамента, только теперь связывают их не с грехами, а с ведущими чувствами. Дюрер олицетворяет меланхолию, его ведущее чувство — слух, он отстраненно наслаждается музыкой. Братья на переднем плане — сангвиник и флегматик. У сангвиника в руках скребок — он осязает, а у флегматика — цветок, потому что его ведущее чувство — обоняние. Пиркгеймер же олицетворяет холерика — он пьет вино.
«Святой Иероним в келье»
Альбрехт Дюрер. «Святой Иероним в келье», 1514 год © Public Domain
Святой Иероним — писатель и богослов, который стал отшельником. Его часто изображают со львом: по легенде в монастырь однажды забрел лев, и Иероним единственный из монахов не испугался. Он заметил, что лев хромает, нашел у него в лапе занозу и вытащил. После этого лев больше не покидал спасителя. Рядом со львом на гравюре изображена собака — символ верности.
Еще одна любопытная деталь — шляпа кардинала на стене. Когда-то Иерониму предлагали пост кардинала, но он отказался, выбрав уединение и науку. Линии гравюры создают ощущение, что из окон льется свет — его обычно ассоциируют с «духовным светом», светом знания. Другое световое пятно расположено за головой художника, создавая своеобразный нимб. На ученость персонажа указывают разные предметы — книги, песочные часы, сосуды и емкости на полках.
Сотрудничество банка ВТБ и Государственного Эрмитажа началось в сентябре 2013 года. Банк содействует выставочной деятельности музея, пополнению его фонда произведениями искусства, реализации самых смелых и новаторских проектов. В 2017 году при поддержке банка ВТБ в музее прошла выставка «Зимний дворец и Эрмитаж. 1917. История создавалась здесь». В 2019 году банк выступил генеральным спонсором выставки «Забытый русский меценат. Собрание графа Павла Сергеевича Строганова», в декабре 2020 года — выставки «Декоративный минимализм. “Оттепель” в советском фарфоре». В декабре 2021 года при поддержке ВТБ в Эрмитаже открывается выставка «Альбрехт Дюрер. К 550-летию со дня рождения».
5 октября 2021

В преддверии выставки «Альбрехт Дюрер. К 550-летию со дня рождения»
12 августа 2020

Такого, возможно, больше никогда не будет
-
31 марта 2022 года
«Могучая кучка»: как появилось содружество композиторов ОпераВспоминаем историю группы и ее главных представителей
-
29 марта 2022 года
Дети, придворные и короли ЖивописьГлавные портреты ван Дейка из Эрмитажа
-
23 марта 2022 года
Шесть красавиц и Лев Николаевич ЖивописьРаскрываем тайны знаменитых портретов Третьяковки
-
10 февраля 2022 года
Вклад династии Морозовых в сохранение искусства ЖивописьПочему семью промышленников считают великими меценатами