Персонажи сказок на картинах Врубеля

14 января 2022

От Пана и богатыря до Снегурочки и царевен

В конце 1890-х годов Михаил Врубель, вдохновленный женитьбой и знакомством с операми Римского-Корсакова, создал ряд работ на мифологическую тему, который условно объединяют в «сказочный цикл». Рассмотрим самые известные мифические картины Михаила Врубеля и вспомним иногда мрачные, но добрые русские сказки.


«Богатырь»


01_Персонажи сказок на картинах Врубеля
Михаил Врубель. «Богатырь», 1899 год, Государственный Русский музей, Санкт-Петербург © Public Domain

Интерес к народной былинной культуре пришел к Михаилу Врубелю в имении Абрамцево мецената Саввы Мамонтова. После этого художник написал немало картин со сказочной атмосферой, но своего «Богатыря» он создавал с особенным упоением, быстро — без лишних эскизов и набросков.

Центральная фигура богатыря непропорциональная — этого не смогли простить Врубелю критики — но могучая и гармоничная. Мужчина с густой непослушной бородой, широкими плечами и сильными узловатыми руками изображен с наивно детскими и добрыми глазами цвета ясного неба. Герой на верном коне словно вырастает из земли и, окруженный со всех сторон природой, сам является ее частью: даже кольчуга героя соткана из трав и листьев.

Богатырь один в таинственном темном лесу, освещенном багровым светом закатного солнца. Картина переносит нас не в светлый волшебный мир, а в мрачную русскую сказку: здесь опасности таятся на каждом шагу, но где-то рядом всегда силы добра, готовые к помощи и поддержке.


«Пан»


02_Персонажи сказок на картинах Врубеля
Михаил Врубель. «Пан», 1899 год, Государственная Третьяковская галерея, Москва © Public Domain

На картине «Пан» из «Сказочного цикла» Михаил Врубель помещает в декорации русской сказки античного героя — лесного бога пастушества и плодородия. Первоначально на фоне лесного пейзажа художник писал портрет жены, но, недовольный итогом, он затер портрет и вписал в лес пана.

Внешне герой вполне каноничен: на голове — рога, в руках — свирель, на ногах — шерсть. Но, изобразив пана в сумеречной русской природе, художник превращает его из вечно веселого и пьяного божества в замкнутого, мрачного лешего.

Фигура пана будто создана из сухих сучьев, заросших мхом пней и высокой, колющейся травы. Его образ напоминает нечто рожденное в полутенях и сплетениях деревьев, то, что чудится заблудшему путнику в густых северных лесах. И все это — под светом месяца, который отражается в холодных голубых глазах пана.


«Прощание царя морского с царевной Волховой»


03_Персонажи сказок на картинах Врубеля
Михаил Врубель. «Прощание царя морского с царевной Волховой», 1898 год, Государственная Третьяковская галерея, Москва © Public Domain

Сказки в жизни художника стало еще больше с появлением любимой жены и музы — певицы Надежды Забелы. Вдохновившись оперой Римского-Корсакова «Садко», к постановке которой он создавал костюмы, художник написал по ней поэтически-сказочную картину «Прощание царя морского с царевной Волховой».

В центре сюжета прощание морского царя — отца Волховы — с дочерью, которая все чаще пропадала у берега, где ее ждал возлюбленный гусляр. Отец, подавленный расставанием, почти сливается с темной водой: он знает, что скоро его рыжеволосая красавица, пожертвовав собой, превратится в полноводную Волхову-реку.


«Снегурочка»


04_Персонажи сказок на картинах Врубеля
Михаил Врубель. «Снегурочка», 1890-е годы, Рязанский государственный областной художественный музей им. И.П. Пожалостина © Public Domain

По-зимнему сказочна работа «Снегурочка» Михаила Врубеля. Она создана после заказа художнику костюмов к одноименной опере Римского-Корсакова, в которой играла Надежда Забела. Поэтому главным в рисунке является наряд Снегурочки: он будто соткан из хрустальных снежинок, почти стеклянный. Надежда говорила, что носить эти костюмы было неудобно, практически невозможно, но из уважения к мужу и его работам она относилась к ним с любовью и трепетом.

Врубель не остановился на эскизе костюма и дописал пейзаж и лицо Снегурочки. Широко распахнутые глаза выражают растерянность, а едва уловимая улыбка — жажду впечатлений. Единственный лесной провожатый девушки — белка, а все остальное пространство картины занято снегом, которого настолько много, что он буквально выходит за рамки полотна.


«Царевна-Лебедь»


05_Персонажи сказок на картинах Врубеля
Михаил Врубель. «Царевна-Лебедь», 1900 год, Государственная Третьяковская галерея, Москва © Public Domain

В 1900 году Николай Римский-Корсаков ставил оперу «Сказка о царе Салтане», где Надежда Забела исполняла роль Царевны-Лебеди, а Михаил Врубель оформлял спектакль. Когда художник писал эту картину, он не слышал оперу Римского-Корсакова, потому что в это время композитор еще над ней работал, и Надежда Забела репетировала только сольные партии.

Картина — не костюмированный портрет артистки: царевна с картины вообще очень мало похожа на жену художника. Надежда Забела была лишь вдохновением для создания этого образа.

Художник изобразил момент превращения, когда Царевна еще имеет человеческий облик, но уже начинает покрываться перьями. Белоснежные крылья занимают весь передний план картины, создавая впечатление легкости и воздуха. Они контрастируют с тревожным серым морем и сумерками. Несмотря на легкость и воздушность, образ царевны не кажется радостным и светлым. В нем есть даже что-то демоническое. Ее бездонные глаза одновременно и манят, и пугают, а взгляд обещает то ли награду, то ли погибель.

Для справки

Банк ВТБ и Государственную Третьяковскую галерею связывают многолетние партнерские отношения. Масштабная выставка работ Михаила Врубеля, генеральным спонсором которой выступает банк ВТБ, открылась в ноябре 2021 года в Новой Третьяковке на Крымском валу. Здесь представлено более 300 произведений художника из 17 музейных и частных коллекций. Более 100 работ поступило в экспозицию из Государственного Русского музея (Санкт-Петербург).

Поделитесь с друзьями:
Вконтакте Твиттер Одноклассники LiveJournal МойМир Эл. почта
Подписаться на новости раздела «Культура»
Материалы по теме

12 ноября 2021

<p>Интервью с куратором выставки Михаила Врубеля в Государственной Третьяковской галерее Ириной Шумановой</p> «Врубель всегда будет современен, и каждое поколение ощущает его своим современником»

Интервью с куратором выставки Михаила Врубеля в Государственной Третьяковской галерее Ириной Шумановой

14 октября 2021

<p>Знакомимся с работами великого художника перед выставкой в Третьяковке</p> «Демон», но не только. Главные шедевры Михаила Врубеля

Знакомимся с работами великого художника перед выставкой в Третьяковке

31 августа 2021

<p>Прогулка по врубелевским местам столицы</p> «Принцесса Греза», особняки московской знати и доходные дома

Прогулка по врубелевским местам столицы

Все новости