Философия русского авангарда

21 августа 2019

Пришло время разобраться

Если бы художники-авангардисты узнали, что сегодня их называют именно так, они бы весьма удивились. Слово «авангард» — из военной сферы и означает боевой отряд, идущий впереди остального войска. И, хотя Казимир Малевич, Ольга Розанова, Михаил Ларионов и прочие «авангардисты» действительно оказались на передовой искусства XX века, сами к себе они этот термин не применяли. А зря: созданные ими искусство и философия не просто всколыхнули, а перевернули культурный мир с ног на голову. А сами художники навсегда вошли в историю как первооткрыватели дивного нового мира — того, что сегодня мы называем авангардом.

В чем же состояла эта новая философия и как она воплотилась в произведениях художников-авангардистов? Давайте разбираться.

 

Философия русского авангарда
«Человек в мире», Павел Филонов, 1925 год

Идея №1: новое искусство — новая реальность

Если бы не шедевры великих художников минувших лет, которые даже сегодня мы восторженно разглядываем в прохладных залах картинных галерей, никакого авангарда бы не возникло. Однако между классическим искусством и «современным» есть одно принципиальное различие. Искусство прошлого копировало окружающий мир и пыталось тем или иным образом воссоздать его на холсте. Например, в портретах, натюрмортах и пасторальных пейзажах. А искусство авангарда создало мир собственный, никак не связанный с реальностью. Оно вообще создало собственную реальность: со своими правилами, законами и смысловыми отношениями. А иногда с их полным отсутствием.

 

Философия русского авангарда
«Частичное затмение в Москве», Казимир Малевич, 1915–1916 годы

Идея №2: новое искусство алогично

Эта мысль принадлежит выдающемуся супрематисту — именно так он сам себя называл — Казимиру Малевичу. Правда, до супрематизма был алогизм — то есть искусство, лишенное логики. Вернее говоря, лишенное привычной обывательской логики, но основанное «на законе истинно новом, заумном». Если до этого в картинах подразумевался какой-то смысл — яблоки на натюрмортах были круглые и лежали на столе, а у людей на портретах были глаза и уши, — то Малевич перечеркнул все эти «предрассудки» красными крестами. Как на картине «Частичное затмение в Москве» он поступил с портретом Моны Лизы. Совмещая несовместимое, объединяя в одной картине изображения предметов и явлений из совершенно разных областей, Малевич протестовал: против мещанства, косности ума и буржуазной узколобости современников.

 

Философия русского авангарда
«Контр-рельеф», Владимир Татлин, 1915 год

Идея №3: новое искусство — это протест и эпатаж

Эпатировать и бросать вызов — любимые увлечения художников-авангардистов. Можно сказать, они находились в постоянной междоусобной гонке, кто сделает это лучше всех. Измазать лицо краской и пойти по людной улице, вставить ложку в нагрудный карман пиджака, назвать сборник своих произведений «Пощечина общественному вкусу» — так авангардисты атаковали все устаревшее и мещанское. Такое ощущение, что чем более радикальную идею высказывал творец-авангардист, тем радостнее ее встречали коллеги по цеху. Хотя одновременно с тем очень опасались конкуренции. Владимир Татлин, например, занавешивал окна мастерской, чтобы Малевич случайно не подглядел его прорывные наработки — «контр-рельфы», например.

 

Философия русского авангарда
«Женщина в платке», Елена Гуро, 1910 год

Идея №4: новое искусство — народное

Хотя Казимир Малевич и претендовал на звание самого алогичного художника, некий подтекст в его действиях все же присутствовал. Например, ложка, которой он украсил пиджак, возникла не просто так. Это отсылка к народному промыслу, к простому крестьянскому творчеству, которое стало для художников-авангардистов неиссякаемым источником вдохновения. Прялки, сундуки, деревянные игрушки — все эти элементы народного быта напоминали о неком будоражащем душу примитивизме, возвращали к чему-то настоящему и исконному. Образы крестьянства — и даже их своеобразная романтизация — любовно отражены в работах многих русских авангардистов и традиционно противопоставлены рафинированности буржуазии.

 

Философия русского авангарда
«Красно-синий лучизм», Михаил Ларионов, 1913 год

Идея №5: новое искусство научно обосновано

Однако не единым возвращением к истокам промышляли авангардисты. 20-й век породил множество научных изысканий и попыток познать мир вокруг человека и того, как сам человек этот мир воспринимает. Художников-авангардистов эта волна тоже захватила, и они устремили пытливые взгляды в сторону научного. Например, открытое в конце 19-го века рентгеновское излучение вдохновило на исследование световых спектров и способности предметов пересекать «отраженные лучи различных предметов». Именно эти разнородные цветастые лучи наполняют картины Ларионова, а сама техника так и называется — «лучизм». Ларионов манифестировал: цель живописи — передать образ четвертого измерения с помощью отраженных лучей, которые наполняют форму цветом, а значит — смыслом.

 

Философия русского авангарда
«Импровизация 28», Василий Кандинский, 1912 год

Идея №6: новое искусство — искусство синестезии

Синестезия — такой способ восприятия реальности, когда раздражение одних органов чувств вызывает реакцию у совершенно других. У цвета может появиться запах, а у вкуса — звук. Визуализировать проявления этого сенсорного феномена любил Василий Кандинский. Благодаря его размышлениям появилась теория соответствия цвета и звука, согласно которой определенный звук дает определенный цвет: флейта — желтый, виолончель — небесно-синий, а та или иная высота тона — линию более толстую или тонкую. Даже свои картины Кандинский называл «Импровизациями» или «Концертами». Ученые до сих пор не решили, можно ли считать теорию художника научной, но, если всмотреться в его картины, иногда действительно можно услышать музыку.

 

Философия русского авангарда
«Пустота», Наталья Гончарова, 1913 год

Идея №7: новое искусство наполнено пустотой

Когда Малевич впервые презентовал общественности «Черный квадрат», он сказал: «Я преобразился в нуле форм и вышел за нуль к творчеству, то есть к Супрематизму, к новому живописному реализму. <...> Наш мир искусства стал новым, беспредметным, чистым». Таким образом один из самых непонятных символов авангарда — «Черный квадрат» — оказался началом всех начал. Одной из частиц, которые составляют вселенную, любую мысль и любое творчество. Дальше «квадрата» пойти уже нельзя, он как компьютерный пиксель, начало любого изображения, нулевая форма, которая содержит в себе все смыслы и одновременно не содержит ни одного. Такие трансцедентальные переживания рождались не только у Малевича, но и у его коллег: Натальи Гончаровой, Ольги Розановой, Ивана Клюна. Все они заявляли: живописи настал конец. И в этом смысле «Черный квадрат» — идеальная иллюстрация для такого утверждения.

Для справки

Увидеть вживую произведения художников-авангардистов первой трети ХХ века вы сможете на выставке «Союз молодежи», которая откроется 24 октября 2019 года в Еврейском музее и центре толерантности. В экспозиции полотна Казимира Малевича, Ольги Розановой, Елены Гуро, Михаила Митюшина, Владимира Татлина, Павла Филонова, Иосифа Школьника, Михаила Ларионова и других — всего порядка 80 произведений 35 художников. Генеральным спонсором выставки, которая продлится до 20 января 2020 года, выступил банк ВТБ.


Поделитесь с друзьями:
Facebook Вконтакте Твиттер Одноклассники LiveJournal МойМир Google Plus Эл. почта
Подписаться на новости раздела «Культура»
Материалы по теме

8 июля 2019

<p>Рассказ о великих покровителях искусства</p>
Четыре мецената и Гай Цильний Меценат

Рассказ о великих покровителях искусства

19 сентября 2018

<p>
	 Коротко о главном
</p>
 Русский экспрессионизм в картинах и лицах

Коротко о главном

17 мая 2017

<p>10 самых страшных картин художника</p>
Верещагин: послание человечеству

10 самых страшных картин художника

Все новости